«Гагаузия столкнулась с острым дефицитом врачей -лечить некому- написали некоторые СМИ, приближенные к башкану Гагаузии Ирины Влах.
В Комратском районе нагрузка на медработников выше всех норм. В Центре здоровья Комрата не хватает семейных врачей, лаборантов.
Нет работника УЗИ, терапевта, рентгенолога, хирурга, педиатра. Не лучше обстоят дела и в районной больнице Комрата, где не хватает специалистов терапевтического и хирургического профиля, реаниматологов и анестезиологов, травматологов, окулистов и кардиологов.
Проблема нехватки врачей остро ощущается во всех районах Гагаузии, говорят в Главном управлении здравоохранения и социальной защиты Автономии.
Не хватает более сотни специалистов различного профиля, из которых большинство — узкие специалисты, остальные – врачи первого звена.
Семейных врачей нет в селах Котовское, Русская Киселия, Ферапонтьевка, Карбалия и Кириет-Лунга.
В эти села один либо два раза в неделю приезжают на прием семейные врачи из соседних населенных пунктов. «Срочным» пациентам приходится ездить в Комрат или Кишинев.
Большой проблемой остается то, что подавляющее большинство врачей либо уже достигло пенсионного возраста, либо находится в предпенсионном возрасте. К примеру, в Комрате работает всего девять семейных врачей, из которых пять – пенсионеры.
На данный момент средний возраст врачебного персонала в Гагаузии составляет 54 года, рассказывает начальник Главного управления здравоохранения и социальной защиты Гагаузии Светлана Дулева.
«Тех пенсионеров, которые достаточно эффективны на своем рабочем месте, мы сохраняем. Конечно, если по состоянию здоровья они не могут выполнять свои функциональные обязанности, то приходится с ними расставаться. Если анализировать только предпенсионный возраст, то наша потребность в пределах 100 докторов на сегодняшний день», — отметила начальник ведомства Светлана Дулева.»
Что называется –приехали. Вот тебе бабушка и Иринин день.
И это через семь лет после водворения на гагаузский трон совершенно бесполезной во всех отношениях как политика и как управленца Ирины Влах.
С одной стороны – можно отнестись с некоей черной иронией, так гагаузам и надо, коль скоро дважды выбирали Ирину Влах, хотя все прекрасно понимали и видели, что кроме «понтов и пиара» , восхваления и собственного самолюбования за ней ничего нет.
Ее два любимых занятия – это ложь ради власти, и власть ради денег.
Причем, непонятно , чего больше хочется Ирине Влах.
Фактически через семь лет после ее избрания, Гагаузия столкнулась с гуманитарной катастрофой, о которой надо кричать на всех перекрестках и бить во все колокола.
Еще семь лет назад Влах в своей предвыборной программе писала, что основным стержнем работы ее лично и ее команды, станет здравоохранения, от которого остались одни ошметки и недостроенные здания , заложенные еще в годы советской власти ничего нет.
Гагаузия столкнулась с огромным оттоком населения из региона, из нее навсегда уехало почти 36% населения.
Но это казалось половиной беды. Оставшаяся часть населения не только не имеет работы, и возможности куда либо уехать, но и не имеет возможности элементарно лечиться.
Поэтому Гагаузия оказалась на первом месте по смертности среди регионов страны, и на последнем месте по рождаемости .
Фактически Автономия превратилась при Ирине Влах в край стариков и больных, которые не нужны этой власти, и обречены на постепенное умирание.
Пандемия коронавируса обнажила с еще большой остротой все проблемы здравоохранения Гагаузии.
Вместо того, чтобы мобилизоваться, начать искать выход из сложившейся ситуации, Влах вместе с ее подручными «ввязались в общемировую войну вакцин» от эпидемии 21 века.
В итоге- Гагаузия оказалась на печальном первом месте по смертности от ковида, причем количество смертей и умерших от чумы 21 века уже даже не сообщают.
За семь лет правления Ирины Влах для исправления ситуации в здравоохранении Автономии так ничего и не было предпринято.
В трех районах, как пишет «гагаузский министр» не хватает 100 профильных специалистов.
Возникает резонный вопрос- зачем тогда Гагаузии нужна Дулева, которую каждый день везут из Чадыр-Лунги в Комрат?
Зачем Гагаузии нужно вообще Главное управление здравоохранения, если медицина Автономии фактически умерла?
И нужно ли выделять ежегодно более 6 миллионов на управленческий аппарат это рудимента Исполкома , в том числе и самой Дулевой, если сегодня стоит выбор : закрывать медицинские учреждения, поскольку лечить некому или продолжать делать вид, что ничего не происходит?
Оставшееся в живых население Автономии предпочитает при возможности в случае заболевания попасть в любой другой регион, кроме больниц Гагаузии.
Наверно, узников на базе Гуантанамо содержат и лечат лучше, нежели в больницах Автономии.
За семь лет Народное Собрание не заслушало ни одного отчета гагаузских министров, которые меняются как в калейдоскопе, что нужно сделать, чтобы привлечь медиков в регион.
Если ситуация сохранится в подобном ключе, то скоро население будет лечиться как их предки – травами и заговорами от хворей.
Но возникает и другой вопрос – сегодня в Гагаузии действует несколько частных медицинских центров, оснащенных по последнему слову техникой и персоналом, т.е специалистами , приезжающим практически со всей округи, в том числе и из Кишинева.
Значит, основатели медцентров находят выход из сложившейся ситуации, в том числе и по привлечению врачей в регион.
Ради справки: за 7 лет Влах совершила 113 зарубежных вояжей, потратив на них десятки миллионов леев.
За 7 лет проведено 7 экономических форумов и всевозможных конгрессов, фестивалей и чемпионатов, в том числе – по скоростной вспашке зяби и быстрому вязанию гагаузских ковров.
Каждое из этих совершенно бесполезных мероприятий, обошлось казне, т.е. налогоплательщикам от 1 до 4 миллионов леев.
Неужто их нельзя было пустить за оплату врачей, пусть даже из других регионов, тем более, что согласно информации самой Влах, с нами мечтают подружиться не менее половины из 200 государств мира.
В послевоенное время, Москва по разнарядке направляла в гагаузские села врачей, учителей, агрономов.
Что мешает сегодня Влах, провести переговоры с лидерами «дружественных нам стран» о направлении специалистов в Гагаузию, чтобы спасти остатки населения исчезающего народа?
Что мешает Влах пойти на «поклон» к новой власти», чтобы сообща решить проблему?
Что мешает Влах не ехать каждый день в Кишинев и обратно, где ей более комфортно, как и ее министрам, а жить здесь , среди гагаузов, изредка посещая наши т.н. места по исцелению болящих тел?
То, что она политически глупа, стало очевидно еще осенью, когда она под бой барабанов пела песни про войну « с проклятою ордой».
Но прошел уже год. И вместо того, чтобы ездить по миру и жаловаться за «отсутствие диалога» с центральными властями, просто выйти к микрофону и попросить прощения за свою «глупость», заложниками которой стало население самой Гагаузии.
Иначе скоро не только врачей не останется, но и самих гагаузов.
Борис Виноградов – Meridian.info